Еще Я. А. Коменский
утверждал, что педагог, учитель, преподаватель должен оставаться главной
фигурой в системе образования. Именно на плечи учителей и
воспитателей сегодня ложится огромная ответственность за то, каким будет наше общество.
В
многофакторной структуре личности педагога из психологических свойств человека
как индивида, личности и субъекта деятельности исследователи выделяют такие
профессионально важные качества как общая и профессиональная эрудиция,
интеллект и специальные способности, профессиональная направленность и
адекватная самооценка, некоторые нейродинамические свойства и свойства
темперамента, характерологические качества и тип социального поведения.
В настоящее время в
отечественной психологии и педагогике продолжаются исследования
профессионально-психологического профиля педагога (А. К. Маркова, Н. В.
Кузьмина, С. В. Кондратьева, Л. М. Митина, З. Ф. Зеер, В. А. Якунин и др.)
Несмотря на некоторые расхождения во взглядах на
профессионально-психологическогический профиль личности педагога, в
отечественной психологии педагог как субъект педагогической деятельности
представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно
субъективных качеств, ключевых конструкций обеспечивающих эффективность
профессиональной деятельности.
С целью
оказания методической помощи образовательным организациям Донецкой
Народной Республики методистом центра анализа и методического сопровождения
среднего общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО» (Доренской Е.В.)
подготовлен методический кейс «Инструментарий к исследованию
профессионально-психологического профиля педагогов».
В предложенном кейсе
представлены 4 теста:
Тест на определение типа
темперамента А. Беловаслужит для определения преобладающего типа
темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов.
Тест на
стрессоустойчивость служит для оценки степени раздражительности,
нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества.
Типы поведения в
конфликте. Тест К. Томаса - один из самых распространенных методик
диагностики поведения личности в конфликтной ситуации.
Методика «Синдром
эмоционального выгорания» о чувствах и переживаниях, связанных с
работой, для определения степени сформированности психологической защиты в
форме эмоционального выгорания.
Полученные в результате
проведенного исследования данные помогут руководителю образовательной
организации в индивидуальной работе с педагогами, в оптимизации образовательной
среды педагогического коллектива.
Материалы методического
кейса носят практико-ориентированный характер. Методический кейс может
представлять интерес для методистов районных (городских) методических
кабинетов (центров), для директоров и заместителей директоров образовательных
организаций, педагогов, психологов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий